В новой рубрике «Мы помним, мы гордимся», воспоминания Ветеранов Великой Отечественной Войны. В этот Праздник в День Победы своим рассказом с нами делится ветеран ВОВ Сухоруков Иван Иванович.
Сухоруков Иван Иванович : -Я много лет занимаюсь военно- патриотическим воспитанием молодежи. И наверно преуспел в этом. Я издал три книги со своими публикациями и стихами. Хотите я прочту один из них?
Ничто бесследно не проходит,
И в памяти остался след…
К друзьям судьба тебе приходит,
Идет от них желанный свет.
В семидесятых в ГДРе
Мы были в лагере «Альсбах»,
Мы рады были в полной мере-
Собрались в память об отцах.
Иван Иванович : -Это отрывок из стихотворения «Дружба-Фройндшафт». Я много пишу, это моя отдушина. Помимо стихов, я с моим другом полковником В.А Самардак выпустили два короткометражных исторических фильма в компьютерном варианте, третий фильм готовится для уроков мужества. Вам интересны мои воспоминания? Я родился в Ставропольском крае, Ново Александрийского района, на хуторе Мокрая Балка. Это казачий хутор, в котором жили кубанские казаки. Мой отец очень гордился тем, что он казак. Мальчишкой я рос счастливым, до тех пор, пока не началась война. Отца сразу – же призвали, и вскоре он погиб. Мама со мной и двумя сестренками остались дома. В 1942 году, мне было 15 лет, и на фронт я попал в 1944 году добровольцем. Меня отговаривали, словами «Куда же ты идешь? Там же война». Но я не раздумывал ни минуты, и окончив 10 классов, из института ушел на фронт. В январе я попал на 3-ий украинский флот в Венгрии. Был рядовым, имел при себе автомат Шпагина. Однажды, заметив меня командир роты подозвал к себе и сказал, чтобы я всегда сопровождал его. Мы ходили по траншеям, проверяли посты, ходили в бой, и в одном из боев, я нахоaдился на командном пункте командира батальона, как представитель от командира роты, а он со своими бойцами должен был брать высоту. Немцы находились в метрах 500. Но странное дело, нас посылали без артиллерийской подготовки и танкового сопровождения. Многие сразу погибли от пулеметных очередей. Командир роты, видя такое дело, вытащил пистолет, и начал командовать «Рота в атаку!» И не успев пробежать и нескольких метров, его сразила очередная пулеметная очередь. На этот раз для него последняя, я подполз к нему и увидел его в тяжелом состоянии.
Екатерина Карачковская Райлян: -Страшно даже представить, что переживали Вы, будучи 18-летним юношей в такие моменты.
Иван Иванович: -Представить то, что мы пережили, в полную меру навряд ли сегодня кто – то сможет. Война – это явление страшное. И мне жаль, что сегодня многие не то, чтобы понимают, а даже не знают историю военных лет. Особенно молодежь, которую некоторые люди специально вводят в заблуждение, изменяя факты прошлых лет. В своих книгах, я максимально точно передаю военные события. В каждом сражение, мы кричали немцам «HandeHoch!», и бесстрашно бросались в бой. Обидно, что находятся еще фальсификаторы истории нашей Победы и умаляющие значение ее для мира.
Е К-Р: -Иван Иванович, расскажите, какие развлечения были у детей предвоенной эпохи?
Иван Иванович: -Это были незабываемые для меня годы. Ведь одно событие, в корне изменило мою жизнь. Когда я учился в школе, в один из дней, к нам в класс завели новенькую девочку. Я на нее посмотрел и был сражен. Я влюбился с первого взгляда, несмотря на свой весьма юный возраст. А развлечений никаких не было, так как была война. И мы, изучая военное дело, сдавали нормы на значки «ГТО», «Ворошиловский стрелок» и другие.
Е К-Р: -Вы знали, что будет война?
Иван Иванович: -Мы очень надеялись, что войны не будет никогда. Но так как фашизм уже распространялся по Миру, нас готовили к тому, что война может начаться. На фронт брали с 18 лет, и так как на момент начала войны, я еще не был совершеннолетним, я поехал в Ростовский Институт инженеров железнодорожного транспорта, и поступил туда без экзамена, у меня был аттестат отличника. А перед этим я встретил подругу детства, которая спросила: «Ваня, а ты с Леной переписываешься?», той самой девочкой, которой я был так восхищен при знакомстве. Так мы с ней вновь начали общаться.
Е К-Р: -Вы испытывали чувство страха в военный период?
Иван Иванович: -Страха не было. Было лишь огромное желание – защитить свою Родину. Ежедневно мы ходили рядом со смертью. Сколько достойных людей положили свои головы на поле боя, во имя Мира, их количество исчислялось не тысячами, а миллионами. Вы только представьте себе эти цифры. Поэтому, сегодня, я прошу об одном, не забывайте эту дорогую цену нашей победы.
Е К-Р: -Иван Иванович, но были же хоть какие-то светлые воспоминания во время военного периода?
Иван Иванович: -Конечно! Для меня самое светлое чувство тогда – это была любовь к моей невесте, так я уже называл Лену. Но война продолжалась, и я не мог бросить все и уехать к ней. После похода в военкомат, меня определили в стрелковый полк. Вскоре меня ранило, а мы готовились к штурму Австрийских южных границ, и взятию Вены. С тех пор, я полюбил одну песню «Помнит Вена, и долины. Помнят Альпы и Дунай, тот поющий вечный Май». После ранения, я около двух месяцев провел в госпитале, откуда писал своей Леночке письма. Одна открытка, отправленная ей оттуда, до сих пор хранится у нас дома. А госпиталь находится на Дунае в г.Бая (Венгрия).
Е К-Р: -Куда же Вас направили после выздоровления?
Иван Иванович: -После выздоровления, меня вызвали и спросили, хочу ли я продолжать учебу. Я ответил конечно, и меня определили в Ростовское артиллерийское училище, где собственно и жила моя невеста. Но потом оказалось, что меня перевели в танковое училище в город Киев. Но что делать? Приказ есть приказ, так я оказался на Украине. 3 Мая 1945 года, мы прибыли в Киев. Город был полностью разрушен, а через неделю случилось то, о чем мечтали все эти годы – ПОБЕДА! 9 Мая все люди вышли на улицы, плакали, смеялись, обнимались, поздравляли друг друга. Прошло уже 68 лет, а я до сих пор помню это ощущение полного счастья.
Е К-Р: -Расскажите, о Ваших боевых наградах.
Иван Иванович: -Я на фронте пробыл недолго. Из – за ранения, мой полет был прерван. Знаете как говорят «Или грудь в крестах, или голова в кустах». Но Бог посчитал, что мне было достаточно лишь ранения. Во время службы я получил Орден Великой Отечественной Войны 2 степени, медаль за боевые заслуги и медаль за Победу – этой медалью награждали только тех, кто на момент Победы, находился в действующей армии. Я низко кланяюсь всем тем, кто обеспечивал нам тыл. Технику, оружие, обмундирование, питание, боевой настрой – все это давали нам труженики тыла. За это мы будем благодарны им всегда. Всем тем, кто трудился на заводах, предприятиях, в колхозах, их надо приравнять к участникам войны.
Е К-Р: -Чем Вы занялись после войны?
Иван Иванович: -Я остался учиться в Киевском Военном Училище, где вместо одного года, как все учились во время войны, теперь следовало провести в нем три года. Я поехал к своей невесте в Ростов, где ей оставался еще один год обучения, и попросил ее руки. Для меня она с тех самых пор и на всю оставшуюся жизнь была гением, ангелом во всех смыслах этого слова. Я ею восхищался на протяжении всей нашей жизни, она подарила мне двух замечательных детей, Олега и Татьяну. И несмотря на то, что она успешно строила карьеру врача, Леночка, как истинная офицерская жена, всегда, в какую бы точку страны меня не направляли, с детьми следовала за мной, повторяя «Семья для меня – это все».
Е К-Р: -Я знаю, что вы Елене посвятили замечательное стихотворение, прочитайте нам его пожалуйста.
Иван Иванович: -Да, с большим удовольствием прочту отрывок из этого стихотворения, которое для меня по – особенному дорого.
Любовь, взаимное влеченье –
Основа жизни на земле.
Покой нарушен, я в волненьи
С тех пор как ты явилась мне.
Такой улыбки нет на свете,
Увидел чудо в первый миг.
Ты стала первой на планете-
Проник я будто в новый мир.
Не мог понять я облик зыбкий,
Какой заложен в нем секрет?
И стало ясно – все в улыбке,
Дающей солнечный мне свет.
Е К-Р: -Как Вы попали в МССР?
Иван Иванович: - Меня вызвали в штаб, и сказали, что переведут с батальона на полк, то есть это было повышением. Мне присвоили звание майора и пригласили в Кишинев. Здесь я стал заместителем Председателя Центрального комитета ДОСААФ МССР. Я должен быть учить гражданских людей, молодежь, в авто школах. Мы выпускали механиков полевых электро станций, парашютистов, и водителей бронетранспортёров. Также я отвечал за технические виды спорта, авто спорт, мото спорт, стрелковый, водный, авиационный, парашютный, авиа морской, радио спорт и другие. Так мы растили истинных патриотов Молдовы.
Е К-Р: -Вы с кем-то из сослуживцев поддерживаете связь сегодня?
Иван Иванович: -Со всеми, кто жив, я поддерживаю связь. Мы пишем друг другу письма по почте, иногда созваниваемся, реже встречаемся. Но я уверен, что мы помним друг о друге и пережитые военные годы.
Е К-Р: -Иван Иванович, чем Вы занимаетесь сегодня?
Иван Иванович: -Сегодня я веду активную общественную деятельность, часто хожу по Университетам, школам, Лицеям. Очень много выступаю в Лицее им. Б.П Хашдеу, в котором учились мои дети. Этому лицею, я подарил свою полевую форму и книги. Если меня куда – то приглашают выступить на мероприятиях, я со своими товарищами ветеранами, с большим удовольствием хожу и выступаю, передаю молодежи свои знания и воспоминания, с чувством патриотизма.
Е К-Р: -Как молодежь воспринимает Ваши выступления?
Иван Иванович: -Воспринимает очень хорошо. Все слушают с большим интересом. И когда мы приезжаем куда – то повторно, зрительская аудитория заметно увеличивается. Многие думаю, раз ветераны, то обязательно немощные и слабо понимающие люди. И поэтому когда мы поем, танцуем, далеко не по – старчески, в глазах некоторых, виден восторг. Для меня – это огромная радость, и подтверждение того, что я движусь в верном направлении, ведь несмотря на прожитые годы, силы и желание общаться с людьми, у нас ветеранов есть. И жизнь свою мы прожили не зря.
Е К-Р: -А как сегодня живется в нашей стране ветеранам?
Иван Иванович: -Не буду лукавить, тяжело. Со сменой власти, жить стало непросто. За последние два года, отменили большое количество льгот, и сегодня, кроме бесплатного проезда в общественном транспорте, действующее правительство ветеранам ничего не дает. Не буду озвучивать цифру нашей пенсии. Все прекрасно понимают, что этого недостаточно. Поживем увидим, как оно будет дальше. И я хочу сказать большое человеческое спасибо прежде всего вам журналистам, которые нас не забывают, приходят и навещают, всем тем, кто нас поддерживают и помнят. Ведь благодаря этому, мы и живем, храним и передаем память о событиях тех непростых лет.
Мы выражаем благодарность Сухорукову Ивану Ивановичу за интервью, желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни и интересных историй. Мы помним, мы гордимся!
Журналист: Екатерина Карачковская – Райлян
Обработка фотографий: nadiaON